История собора

Введенский кафедральный собор в городе Чебоксары

Введенский собор нач. ХХ века

Введенский собор нач. ХХ века

В 1976 году чувашский народ отметил 425-летие добровольного вхождения Чувашии в состав Русского государства. Верующие Чувашии, особенно проживающие в г. Чебоксары, молитвенно праздновали также знаменательную дату в их церковной жизни — 325-летие существования Введенского кафедрального собора.

История собора имеет тесную связь и с историей города Чебоксары, и с историей христианского просвещения народов Среднего Поволжья.

В историческом пути чувашского народа к числу этапных вех относятся расселение булгаро-чувашских племен в Среднем Поволжье (VII—VIII вв.), возникновение Булгарского государства (X в.), завоевание предков чувашей монголо-татарами (1236 г.), добровольное вхождение Чувашии в состав Русского государства (1551 г.)

Вхождение чувашского народа в состав России определило характер его дальнейшего развития, оно явилось значительным актом и для всего Русского государства, поскольку привело к усилению его мощи. Предпосылки этой акции созревали в длительном историческом процессе как в самом чувашском народе и в Казанском ханстве, так и в Русском государстве.

Предки чувашей сильно пострадали от монголо-татарских полчищ, разоривших города и селения Волжской Булгарии в 1236 году. Чуваши вынуждены были оставить насиженные места, податься на северо-запад и осесть в дремучих лесах северной половины нынешней Чувашии. Два с лишним столетия изнывали чуваши под жестоким игом Золотой Орды. В ста-ринном чувашском предании рассказывается, что татары «ходили по стране толпами, старых убивали, молодых уводили в плен и приучали вместе разбойничать, девиц тоже полонили или бесчестили, золото, серебро и всякое добро отбирали на хана. Поэтому чуваши, черемисы и мордва разбежались и стали жить в лесах, в глухих местах, по овражкам»i.

В образовавшемся во второй четверти XV века на развалинах Золотой Орды Казанском ханстве, кроме татар, оказались чуваши, мари, часть мордвы, удмуртов и башкир. В Чувашии хозяйничала татарская администрация. Стремясь освободиться от ханского ига, чувашский народ обращал свои взоры к западному соседу — русскому народу, еще в конце XV века освободившемуся от монголо-татарского ига. Общение чувашей с восточными славянами началось еще в булгарское время. Они договорились о мире с великим князем Владимиром, который около 985 года выступил на борьбу с булгарами. О своем договоре чуваши говорили: «Тогда не будет мира между нами, когда камень начнет плавать, а хмель грязнуть (тонуть.- И. К.»ii. В 1372 году на границе Чувашии с русскими был основан город Курмыш. Чуваши вели с русскими торговлю, устанавливали хозяйственные связи. Еще в первой половине XVI века чуваши у русских властей снимали на оброк «бортные ухожья» в Нижегородском уездеiii.

Согласно преданиям, чуваши не раз обращались к русским властям с просьбой помочь в борьбе с ханским засильем и взять чувашей под покровительство Русского государстваiv.

С другой стороны, московское правительство в борьбе против Казани делало ставку на правобережную часть ханства — Горную сторону, т.е, в основном на Чувашию, понимая, что присоединение Горной стороны предрешит судьбу Казани. Для облегчения этой цели московское правительство в 1523 году в устье Суры основало город Васильсурск, после чего часть присурских чувашей на некоторое время была включена в состав Русского государстваv.

Во время казанских походов в 1547—1548 и 1549—1550 годах русские войска беспрепятственно пропускались через чувашские земли, причем сборным пунктом русских войск в первом походе был район устья р. Цивиля, в гуще чувашских селений. Поход русских войск на Казань в 1549—1550 годах возглавлял царь Иоанн IV. Тогда московские войска не сумели взять Казань. На обратном пути в конце февраля 1550 года Иоанн Грозный остановился в устье р. Свияги и облюбовал Круглую гору под будущий город Свияжск, распорядившись заготовить в Угличском уезде лесоматериалы для нового городаvi.

24 мая 1551 года русские высадились в устье Свияги и на Круглой горе заложили город-крепость Свияжск. На третий день, 27 мая, к ним прибыли с дарами старейшины и сотники горных людей и просили принять Горную сторону, т.е, в основном Чувашию, в состав Русского государства. Летопись гласит, что вся Горная сторона «царю и великому князю приложися, пол земля Казанскня людей»vii.

Согласно Степенной книге, когда русские начали ставить город, «никто же супротивися им, ни вопреки глаголя. Наипаче же окрест живущий ту Горний людие начата присяготи и град делати помогаху, хлеб же и мед и скот и всякую потребу во град привожаху и с Московскими людьми на Казанских людей воевати хождаху и во всем покоряхуся православному государю»viii.

Еще до похода Иоанна IV на Казань великий заступник земли Русской Преподобный Сергий Радонежский ознаменовал благословением своим место для христианского города Свияжска. Когда был основан Свияжск и в нем монастырь с храмом во имя Преподобного Сергия, тогда «от храмовой иконы его совершались многие исцеления». Местные люди рассказывали: «Лет за пять до основания города, когда место сие было пусто, когда Казань была спокойна, мы часто слышали здесь русский православный звон. Удивляясь и приходя в страх, мы посылали ловких молодых людей к сему месту посмотреть, что такое происходит там, и они слышали голоса прекрасно поющих, как будто в церкви, а никого не видели, кроме одного старого инока, который ходил с крестом, благословлял на все стороны, как будто измерял место, где теперь город; и все это место наполнялось благоуханием. Когда посланцы наши покушались ловить его, он становился невидимым, когда пускали в него стрелы, стрелы не ранили его, а летели вверх, падали на землю и ломались. Мы сказывали о сем нашим князьям, а они — царевне и вельможам в Казани»ix.

Русские воеводы, руководившие строительством Свияжска, не могли окончательно решить вопрос о принятии Горной стороны в состав Русского государства. Поэтому представители Горной стороны (Магомет Бозубов, Алкубек Тогаев «с товарыщи») поехали в Моск-иу и просили от имени всей Горной стороны, чтобы царь повелел их приписать к Свияжску, навсегда включил в состав Русского государства, «полегчил в ясаках» и дал бы жалованную грамоту, «как им впред быти». Посланцам была выдана жалованная грамота с золотой печатью. Московское правительство гарантировало сохранение за населением Горной стороны их земель, «бортных ухожьев» и ясачнообязанного состояния. Горные люди были освобождены от ясака на три года. Они обязались служить Русскому государству, быть неотступными от Свияжска, платить дани и оброки, как государь определит, освободить весь русский полонx.

К этому времени среди чувашей были христиане, которые особенно стремились объединиться с братьями по вере.

В Волжской Булгарии просвещение русскими людьми язычников — народов Поволжья — светом евангельского учения наблюдается с первых же дней принятия христианства русским народом. Еще святой равноапостольный великий князь Владимир, желая отблагодарить волжских булгар, пославших к нему своих послов с предложением принять мусульманство, сразу же по принятии Русью христианства отправил проповедников к народам Поволжья, а четырех булгарских князей, пришедших в Киев, — сам убедил принять крещениеxi. По свидетельству архиепископа Филарета (Гумилевского), «князь Андрей Боголюбский… крестил много язычников» из приволжских народовxii.

В 1552 году русская армия под предводительством Иоанна IV выступила в последний казанский поход. Русские войска прошли по юго-восточным рубежам Чувашии к Свияжску в течение одной недели. В это время чуваши, как пишет летописец, «вся потребная прино-шаху: хлеб и мед и говяды; ова — дарованием, иныя же продаваху; и мосты на реках делаху. И везде станы строены бяху, и все бесчисленное воинство всякими потребами изоби-ловаху»xiii. Князь А. М. Курбский, сподвижник Иоанна Грозного, также тепло отзывается о помощи чувашей русским войскам продовольствием. Об этом же рассказывают десятки чувашских исторических преданий. В боях за Казань в составе русских войск активно участвовали чувашско-черемисский полк и отдельные отряды горных людей.

Возвращаясь из Казани, Иоанн IV распорядился управлять Горной стороной из Свияжска. В 1555 году была построена русская крепость в Чебоксарах, в 1590 году основаны города Цивильск и Ядрин.

Вхождение чувашского народа в состав России освободило его от ига казанских ханов, позволило сохранить себя как народность. Прекратились опустошительные набеги отрядов ногайских и крымских татар.

Благодаря помощи деятелей русской культуры еще в период крепостного права из среды чувашей выдвинулись такие талантливые деятели науки и культуры, как архитектор П.Е. Егоров, востоковед архимандрит Иакинф (Н. Я. Бичурин), двухсотлетие со дня рождения которого отметила Чувашия 9 сентября 1977 года, широко осветив его деятельность в местной печати, этнограф С. М. Михайлов и многие другие.

Вместе с другими народами России чуваши всегда поддерживали борьбу русского народа против внешних врагов. Они активно участвовали в борьбе против польской и шведской интервенции в 1612 году, против полчищ Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

В 1552 году, взяв Казань, царь Иоанн IV прежде всего водрузил хоругвь на покоренной земле, повелев на этом месте построить храм в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя, Чье изображение было на хоругвиxiv.

Вернувшись в Москву, царь сказал Митрополиту Макарию: «И теперь я тебе, отцу моему и богомольцу, и всему освященному собору за ваши труды и молитвы, так как вашими молитвами Бог соделовает всякие чудеса, много челом бью». И поклонившись до земли, продолжал: «И ныне челом бью, чтобы вы потщились молитвою к Богу, чтобы милосердый Бог новопросвещенный град Казань сохранил, утвердил бы в нем и истинный закон христианский»xv. Мусульманство, проникшее в Среднее Поволжье в IX—X вв., утвердилось и в Казани. Татарские имена некоторых чувашей (Магомет, Такбулат и др.), которые били челом царю Иоанну Грозному (1551 г.), свидетельствуют, что магометанство имело своих последователей и среди чувашей. Мусульмане принуждали христианских пленников к перемене веры, малолетних христианских пленников нередко воспитывали в мусульманской вере. Многих пленников-христиан убивали за исповедание имени Христа. Имена их остались неизвестными. Из всех пострадавших в Казанском ханстве за имя Христово сохранились имена троих: Иоанна, Петра и Стефана, причисленных Церковью к лику святых мучеников.

Еще до взятия Казани из Москвы был отправлен в Свияжск протопоп Архангельского собора отец Тимофей — «муж изрядный, наученный богодухновенному Писанию»xvi. Правда, о его деятельности не сохранилось почти никаких сведений. К тому же для успеха христианского просвещения одного протоиерея было недостаточно. Необходимо было учредить особую епархию. В 1555 году царь учредил в Казани архиепископскую кафедру. На Соборе русских святителей решение царя было одобрено и постановлено: «Быти в Казанском царстве архиепископу… Быть под его областью город Казань со окрестными улусы, город Свияга с Горною страною, Василь город (ныне Васильсурск на Волге. — И. К.), Вяцкая земля вся». В иерархическом диптихе архиепископ Казанский был поставлен перед архиепископом Новгородским, после Ростовскогоxvii.

На новую кафедру в сане архиепископа был назначен настоятель Селижаровского монастыря игумен Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин), который по жребию был избран во епископа 3 февраля. Рукоположение его во епископа было совершено 7 февраля с особой торжественностью. Столь же торжественно совершались и проводы на кафедру (26 мая), и путешествие до Казани.

Святитель достиг пределов своей новой епархии в 20-х числах июля там, где предполагалось построить Чебоксарскую крепостьxviii.

По совещании с местной гражданской властью святой Гурий указал место соборному храму в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставил полотняную церковь. Обозначив место для крепости, он обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены, прочитал молитвы на освящение храма, осенил местность крестом. Потом совершил Божественную литургию (первую в своей епархии и на Чувашской земле), произнес поучение и благословил граждан города Чебоксары Владимирской иконой Божией Материxix. В субботу утром, 27 июля, святитель Гурий был встречен под стенами города Сви-яжска.

Вскоре святитель Гурий со своими сподвижниками отбыл из Чебоксар. Там же, где он указал место постройки соборного храма, была возведена деревянная однопрестольная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она была освящена или самим святителем Гурием, или же, по его благословению, одним из его ближайших сподвижников — Германом, архимандритом Успенского монастыря в г. Свияжске.

Сохранились немногие сведения лишь о внутреннем убранстве храма. Главной его святыней была Владимирская икона Божией Матери — благословение святителя Гурия. Иконостас был невелик, с небольшими иконами. В храме имелись иконы строгановских писем, но неизвестно какие. Среди утвари было два потира: один, особенно ценный, — дар святителя Гурия, другой был привезен или из Персии, или же из Западной Европы. В храме было много деревянных венцов, стояло деревянное резное изображение Ангела, державшего ларец, вероятно, с мощами святых угодников. Но ничего из упомянутого не сохранилось, все сгорело во время пожара 1649 года, уничтожившего почти весь город.

 

* * *

Ныне существующий собор построен в 1651 году. Освящение его совершил, вероятно, митрополит Казанский Корнилий I (1650- 1656)xx. Первоначально был построен только холодный храм с главным престолом, а в 1657 году — теплые приделы: справа — во имя Преподобного Сергия Радонежского, слева — во имя преподобного Алексия, человека Божия, и священномученнка Харалампияxxi. Рядом с собором была возведена шатровая колокольня.

Вместо сгоревшего храма снова предполагалось построить деревянный, но митрополит Каланский Симон (Сербский; 1646—1649) не разрешил постройку деревянной церкви, а предложил построить каменную — впервые в истории города. В качестве строительного материала использовали кирпич «большой руки» и бутовый камень. Строительство осуществлялось бригадами местных каменщиков и каменотесов под руководством нижегородских мастеровxxii. По предложению духовной власти было решено расписывать стены и своды собора изображениями святых и священных событий только из Новозаветной Церкви.

В XVII веке в России интенсивно развивается гражданское и церковное зодчество. Во многих городах России, таких, как Ярославль, и в небольших городхах и селениях возводятся свои, порой очень интересные храмовые здания. К их числу можно отнести и пятиглавый Введенский собор в Чебоксарах — крестовокупольный храм с отдельно стоящей шатровой колокольней — восьмерик на четверике.

Во Введенском соборе соединились простота и строгость его основного кубического объема, лаконичность и непритязательность декоративной отделки фасадов, плоскостей стен, окон, барабанов пятиглавия. В то же время налицо характерный контраст между могучим кубом храма и его скупой декоративной обработкой. Ряд плавных полукружий закомар смягчает суровый характер Введенского собора.

Собор венчают пять серебристых шлемовидных глав на круглых барабанах. Центральный барабан — большего размера. Вызолоченные кресты утверждены над традиционными «яблоками», также позолоченными. Выделяется ажурный центральный крест — он восьмиконечный, тогда как другие кресты — четырехконечные.

Внутри храма — четыре массивных столпа несущих на себе крестовые своды. Четыре угловых барабана являются как бы продолжением столпов. Столпами собор делится на три нефа. Правый и левый нефы вдвое уже центрального. Алтарь также разделен на три части.

Хорошо вписываются в интерьер храма хоры, устроенные над западным входом.

Введенский собор неоднократно страдал о стихийных бедствий. Наибольший ущерб принес грандиозный пожар 1773 года, уничтоживший большую часть гражданских и церковны сооружений города. Тогда на Введенском собсре сгорела кровля. Во время ремонта кровли венцы ее были подняты, при этом оказались закрытыми закомары и основания барабанов. Вскоре после пожара и весь собор был обновлен.

В 1822 году была отреставрирована колокольня, в конце 20-х годов в храме были переложены полыxxiii, отреставрированы Царские врата, иконостас пополнился новыми иконами, были заменены некоторые колоколаxxiv.

В 30-е годы XIX столетия было проведено поновление стенной живописи собора: старинные фрески заменены росписью в стиле классицизма. К сожалению, были повреждены фрески колонн во время ремонтных работ в 184 году. В 1845 году был заново позолочен иконостас. Значительные ремонтные работы провсдились и в пределах собора.

В сборе средств на ремонтные работы большое участие принимали православные чувашиxxv.

Неоднократно Введенский собор посещав Казанские правящие епархиальные архиере (г. Чебоксары до Октябрьской революции входил в состав Казанской епархии). Дважди побывал в Чебоксарах 41-й Казанский архиепископ Арсений (Брянцев; 1897—1903): первый раз в 1898 году и затем — в 1900 году Владыка осматривал интерьер и стенную живопись собора, интересовался его историей обратил внимание на отсутствие документальных источников, описывающих историю создания храма, историю храмовых икон и церковной утвари. Он рекомендовал клирикам восполнить этот пробел. Архиепископ Арсений был большим знатоком древнерусского искусства, и именно ему принадлежит заслуга организации сбора средств для последующей реставрации проводившейся в 1904 году, и подбор квалифицированных мастеров. На эти работы были выделены средства и из епархиальной казны Это были последние работы, проводившиеся дореволюционный период.

Ремонтные работы в соборе неоднократно проводились в послевоенное время. Самые значительные за все время существования собор выполнялись в 1971—1974 годах. Была положена новая штукатурка в местах утрат, заделаны трещины, укреплен отстающий штукатурный слой, удалена копоть, роспись расчищена от поздних записей и т. д. Отреставрированы также резные позолоченные иконостас и киоты. Были сделаны два новых киота у клиросов по образцу старинных взамен пришедших в негодность.

Ремонтные работы были проведены и снаружи, в том числе — покрашены кровля и купола, проведена побелка стен, заасфальтированы отмостки вокруг собора. Были позолочены кресты на куполах и колокольне и «яблоки» под ними. Заново переделана отопительная система собора.

В соборе хорошо сохранились древние фрески, которые украшают стены, своды, колонны, конные проемы. Нам не известны имена художников. Несомненно, их было несколько: одному не под силу расписать громаду такого собора. Художники были местные, поскольку в живописи заметно влияние национальных чувашских традиций. Можно полагать, что многообразием сюжетов и совершенством исполнения роспись Введенского собора не имеет себе ранных среди фресковой живописи XVII пека во всем Среднем Поволжье.

Арки, цоколи столпов, а также части стены между оконными проемами украшены растительным орнаментом. Основную часть росписи южной стены собора составляют изображения на темы кондаков и икосов акафиста Иисусу Сладчайшему. 25 изображений снабжены подписями-стихами из текста 13 кондаков и 12 икосов. Изображения даны пятью ярусами по пять изображений в каждом.

На восточной части южной стены представлены: «Пятый Вселенский Собор», «Тайная вечеря», «Деисус» с предстоящими равноапостольными Константином и Владимиром и некоторые снятые.

Большую часть северной стены занимает акафист Божией Матери. Схема изображений такая же, как и в акафисте Иисусу Сладчайшему. В акафисте Богоматери художник частично, в изображениях второго и третьего ярусов сверху, изменил последовательность расположения кондаков и икосов.

На восточной части северной стены изображены, в частности, «Четвертый Вселенский Собор», «Три Святителя», «Священномученик Харалампий».

Северная стена также украшена растительным орнаментом — преимущественно ярко-красными, синими и белыми цветами на темном фоне.

Почти вся западная стена собора — это изображение «Откровения апостола Иоанна Богослова» и «Страшного суда». В нижней, южной части стены изображены «Страдания святых апостолов».

Своды собора украшены в основном живописными композициями на евангельские темы, такими, как: «Святые жены-мироносицы», «Беседа Христа с самарянкой», «Вход Господень в Иерусалим», «Сретение Господне» и другими.
На круглых столпах изображены ветхозаветные пророки к мученики Христовы, а также святые Гурий, Герман и Варсонофий, просветители Казанской и Чувашской земли. Изображения расположены в трех ярусах на каждой из сторон света и увенчаны декоративной аркой.

Живопись алтаря более поздняя и в настоящее время отреставрирована.

Престол и жертвенник прежде были деревянными. В начале 50-х годов престол был поставлен на на деревянное возвышение. В 1975 году при настоятеле собора протоиерее Евгении Прохорове устроено из белого и черного мрамора облачение хорошей работы с вызолоченными рельефными изображениями. Святой престол ныне поставлен на каменном возвышенном основании, выложенном белым мрамором.

Художественный, в стиле русского классицизма резной пятиярусный иконостас и резные киоты за клиросами и у столпов при ремонтных работах 1971 — 1974 гг. позолочены.

Оригинальны (возможно единственные в своем роде) Царские врата с резным изображением; сошествия Святого Духа на Божпю Матерь и апостолов, а в нижней их части — четырех евангелистов.

Справа от Царских врат — вкладной «Нерукотворенный образ Спасителя», а также изображения святителя Гурия и священномученика Тихона. Прежде здесь была другая икона Спасителя, подаренная в 1701 году Введенскому собору митрополитом Казанским Тихоном III (Воиновым; 1699—1724).

Рядом — храмовая икона Введения но храм Пресвятой Богородицы. Возле храмовой иконы — южная дверь с изображением святого мученика Тимофея, имеющим чувашские черты. В южной части иконостаса — образ Божией Матери местных, чувашских писем.

С левой стороны от Царских врат — местная вкладная икона Божией Матери — Владимирскаяxxvi. По сторонам ее предстоят святитель Гурий и угодники Божии, в честь которых в соборе имеются приделы, — священномученик Харалампий, преподобные Алексий, человек Божий, и Сергий Радонежский, чудотворец.

Второй ярус — праздничные иконы. Под третьим ярусом, над Царскими вратами, изображение Тайной вечери. В третьем ярусе — деисусный чин, в четвертом — Божия Матерь с предстоящими пророками, в пятом ярусе — Господь Саваоф с предстоящими ветхозаветными патриархами.

Как мы уже отмечали, в соборе есть иконы местных, чувашских писем. Особенно они распространены в приходских храмах, где встречаются и надписи на чувашском языке: «Мухтав Патний» (Царь Славы), «Пурне те тытса таракан Тура» (Господь Вседержитель) и другие.

В соборе почти у всех икон всегда много приношений богомольцев — в том числе домотканые холщовые полотенца, вышитые национальными узорами.

Особенно почитаются верующими Тихвинская икона Божией Матери и образ Святителя Николая, расположенные в массивных киотах у правого и левого клиросов, иконы Казанских святителей и Божией Матери афонского письма — «Семистрельная» и «Достойно есть», расположенные у восточных столпов. Накануне воскресных дней, по окончании всенощного бдения, перед чтимыми иконами поочередно поются всем народом молитвы «Царице моя Преблагая» и «Под Твою милость». Торжественный выход к этим иконам возглавляет архипастырь.

В иконе Святителя Николая есть вставленный в него небольшой металлический образ под стеклом, как бы в ковчеге. Старожилы говорят, что это явленная икона Святителя из с. Ишаки Чебоксарского района, особо почитаемая верующими чувашами.

Образ святителей Казанских Гурия и Варсонофия и небольшие, в пол-ладони, ковчежцы с их честными мощами помещены в икону святой мученицы Хариессы и благоверного князя Новгородского Георгия, которая находится в киоте у северо-западного столпа. На ковчежцах выгравировано Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Несколько ниже помещен еще один ковчежец — с мощами и образом святителя Германа, что восполняет недостающее его изображение в иконе Казанских святителей.

В соборе у северной стены похоронены архиепископы Чебоксарские Иларий (Ильин; 1946—1951) и Вениамин (Новицкий; 1973- 1976).

     Усердием приснопамятного архиепископа Вениамина, по благословению Святейшего Патриарха Пимена (1973 г.), восстановлено празднование с прежней торжественностью памяти просветителей «земли сия» — святителей Казанских Гурия и Варсонофия 4 (17) октября, с присоединением службы святителю Герману.

Епархией ныне управляет Преосвященный Варнава (Кедров), [с 2001 года — митрополит] бывший иноком Троице-Сергиевой Лавры, откуда происходил и первый архипастырь нашего края святой Гурий (родом он был из Радонежа, где подвизался святой Сергий). Владыка Варнава за короткое время стяжал любовь клира и мирян.

Добрую память оставил по себе протоиереи Борис Зороастров (+ 1966 г.). Во Введенском соборе он служил с 1949 года. Будучи русским, отец Борис выучил чувашский язык и всегда старался проповедовать слово Божие прихожанам-чувашам на родном для них языке. Тщанием отца Бориса в соборе совершаются дополнительные службы на чувашском языке, хотя в силу местных условий — в ночное время. На эти службы всегда собирается очень много богомольцев-чувашей.

Клир собора в настоящее время составляют как русские, так и чуваши. В составе хоров в основном чуваши. Проповеди на чувашском языке произносятся по праздникам за ранней литургией.

 

* * *

Воистину благословенны труды храмоздателей и всех, кто благоукрашает святые храмы. Ныне как ценный памятник чувашской истории стоит белокаменный Введенский собор, храня в себе многие духовные и художественные сокровища. Это наследие, оставленное нам предками, — великое наше достояние, и наша святая обязанность с любовью к нему относиться и всячески беречь его. Клир, все работники церкви и прихожане уделяют много внимания содержанию собора в исключительном порядке.

Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги. Все это говорит о том, как глубоко и тонко святитель Гурий ощущал строгую гармонию будущего собора и окружающей местности.

Есть и иная ценность собора — как приходского храма. Подлинно христианская теплота из века в век сохраняется в живой вере его прихожан, в запечатленной здесь христианской любви, в благодатных дарах церковного общения. Здесь всегда с глубоким чувством совершаются богослужения, за которыми каждый прихожанин приобщается к бесценному дару Божию — церковному общению в молитве и обретает подлинный мир души.

Прежний храм со дня основания его святителем Гурием был центром духовной жизни сначала только прихода, теперь же Введенский собор является духовным центром всей Чебоксарской епархии.

Протоиерей Илия КАРЛИНОВ

ЖМП. 1972. № 2 

_________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

При составлении статьи автор частично использовал отчеты о реставрации собора в 1971—1974 гг.

i Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, т. III. Казань, 1884, с. 286 — 287.

ii Архиепископ Н и к а и о р. Казанский сборник статей. Казань, 1909, с. 9, примечание.

iii См. «Книгу о земельных владениях Всероссийских Митрополитов, Патриархов и Священного Синода». СПб., 1871, приложения, с. 65—73.

iv Известия Общества археологии, истории л этнографии, т. Ill, с. 289—290.

v «Московский край в его прошлом». М., 1930, ч. 2, с. 110.

vi ПСРЛ (Полное собрание русских летописей), т. XX, с. 475—478.

vii ПСРЛ, т. XIX, с. 63.

viii ПСРЛ, т. XXI, с. 641.

ix «Сказание о зачатии царства Казанского». Казань, 1902, с. 57.

x ПСРЛ, т. XIII, с. 165.

xi Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. I. СПб., 1863, с. 22—23.

xii Архиепископ Черниговский Филарет. История Русской Церкви. СПб., 1894, с. 39.

xiii ПСРЛ, т. XXI, с. 643.

xiv С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. М., 1963. Кн. Ill, т. VI, с. 472.

xv Н. М. Карамзин. История Государства Российского, т. VIII, с. 193.

xvi С. М. Соловьев. Цит. соч. Кн. Ill, т. VI, с. 463.

xvii Русская летопись по Никонову списку. Изд. Академии наук. Ч. VII, СПб., 1791, с.231.

xviii Первые исторически достоверные упоминания о Чебоксарах относятся к 1371 году — ко времени путешествия великого князя Димитрия Донского в орду (Россия: полное географическое описание. СПб., 1901, с. 302).

xix Акты археологических экспедиций, т. I, с. 258.

xx ЦГА ЧАССР (Центральный государственный архив Чувашской АССР), ф. 295, оп. 1, д. 24. По иным источникам, датой сооружения собо ра считают 1657 год. Эта дата, возможно, при нимается на основании указания о строитель стве приделов, почему и полагают, что собор освящен митрополитом Лаврентием II (1657- 1672). Если принять во внимание время его пребывания на Казанской кафедре, то он мог совершить лишь освящение приделов.

xxi ЦГА ЧАССР, ф. 206, оп. 4, д. 5. В Сергиев ском приделе — просой работы одноярусный иконостас. В настоящее время готовится новый резной иконостас по образцу старинных иконостасов. Приделы во имя преподобного Алексия, человека Божия, и священно-мученика Харалампия по площади почти равны главному храму. В настоящее время в них хранятся фонды Краеведческого музея ЧАССР.

xxii После сооружения Введенского собора в Чебоксарах началось строительство других каменных храмов, а также гражданских до мов. В течение второй половины XVII и в
XVIII веке в Чебоксарах было построено не сколько храмов и монастырь (Известия по
Казанской епархии, 1888, с. 527).

xxiii Пол храма покрыт рельефными чугунными плитами, полы алтаря и приделов — каменные.

xxiv Все колокола, имевшиеся прежде в Чебоксарах, были отлиты местными литейщиками. К сожалению, ни одного образца их мастерства не сохранилось.

xxv Известия по Казанской епархии 1872, с. 859.

xxvi Здесь была Владимирская икона Божией Матери — благословение святителя Гурия Чебоксарам в 1555 году, о чем свидетельствует надпись на иконе: «Сей образ Пречистыя Богородицы с Предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом поставлен Гурием, архиепископом Казанским и Свияжским, в соборной церкви Введения Пресвятыя Богородицы в Чебоксарах на соблюдение граду и всем православным 7063 (1555 — И. К.) году».